За четыре дня "проглотила" Кинговскую "Мизери".
Наверное, для меня это самый страшный его роман на данный момент. Возможно, от того, что меня очень сильно сквикают истории, где кто-то оказывается во власти маньяка без тормозов (привет, Теон). Забавно при этом, что сам Кинг считал веселым и расслабляющим процесс написания "Мизери", хотя я действительно отдыхала, когда читала ее.
Удивительно, как может захватить история, в которой принимают участие два персонажа (за вычетом героев "Возвращения Мизери") и события которой не выходят за пределы маленького дома. Захватить и постоянно держать в напряжении. Настоящее мастерство, что уж тут сказать. И, как и в "Сиянии", Кинг скрупулезно описывает состояние Пола Шелдона и трансформацию его личности под влиянием всех испытаний. Мистики в этой истории нет совсем. Она и не нужна здесь. Ни один демон или призрак не переплюнул бы Энни Уилкс, которую можно по праву считать одним из самых жутких антагонистов, если не всей литературы, то Кинга уж точно. Энни - действительно страшный, психически неустойчивый персонаж, которого кидает в крайности от признаний в любви Полу до отрубания ему ноги. Как и Рамси, она меня ужасает и, в то же время, увлекает своей ужасностью и отвратительностью. И ожиданием того, когда же наконец ее настигнет справедливое возмездие.
Не менее важна и интересна линия отношения Пола к собственному творчеству, превратившемуся в единственную спасительную соломинку, которая не дала ему сломаться. Кинг, явно не по наслышке зная о кризисах вдохновения или работе под заказ, выписал эту часть книги в мельчайших подробностях вплоть до включения вставок в текст отрывков из "Возвращения Мизери", которая из второсортной любовной истории превратилась в по настоящему захватывающий приключенческий роман, который Пол в последствии оценил куда более высоко, чем сожженные "Быстрые автомобили". Все эти сомнения и восторг от вдохновения, удачных сюжетных ходов - все это известно каждому, кто пытался писать самостоятельно. По-своему приятно читать и узнавать себя, пусть даже в такой жуткой истории.
В общем-то, три кита "Мизери: психологизм, ужасы (тем ситуация страшнее, что в ней нет бабаек - только реальные люди и ситуация, которая может существовать в реальности) и хорошо раскрытая тема творчества, от процесса творения до взаимоотношений автора и читателя (что, на мой взгляд, является не отделимой второй фазой любого творческого процесса - обратная связь между творцом и зрителем). И каждый, как мне кажется, может выделить в этой истории своего личного "кита", который потрясет его сильнее всего.